«История делает человека гражданином». В.М.Фалин, советский дипломат

24 марта 2007 года

Наша библиотека Богородский атлас В помощь краеведу Орехово-Зуево

следующая »

Моя Малая Родина. Край орехово-зуевский

Руководство по краеведению

В.Н. Алексеев, В.С. Лизунов

В.Н.Алексеев. В.С.Лизунов. Моя малая родина. Руководство по краеведению  /  г. Орехово - Зуево, 1998. 455 с, илл. -

 

Книга представляет собой руководство по краеведению города Орехово-Зуево и Орехово-Зуевского района и предназначена для учащихся и учителей общеобразовательных средних школ, гимназий, лицеев и других учебных заведений. Может быть рекомендована для внеклассной работы, как книга для чтения учащимся, студентам и всем, интересующимся историей своего края.

 

Содержание

 

 

Часть I

 

Часть II

 

Часть III

 

Часть IV

К читателям

История - это вехи, расставленные на протяжении длинного ряда годов, без которых невозможно проследить развитие какой-либо страны и населения внутри нее. Исторические размеры и качества поселений неодинаковы. Одни из них влияли на судьбы мировые, другие - на судьбы государства, а иные ограничивались деятельностью в пределах области или поселения. На Орехово-Зуевской земле было немало людей, которые всю жизнь свою посвящали благосостоянию, просвещению и духовному подъему родного края. Давно признано лучшими исследователями русского быта, что основную черту русской и вообще славянской природы составляет дух общинности, привычка сливать личное благоденствие с процветанием окружающего общества.

Из этого учебного пособия по краеведению вы узнаете о жизни многих замечательных людей, воплощающих в себя лучшие качества великорусского племени, посвятивших свою жизнь развитию благосостояния родного края и России.

Доброго вам пути по вехам истории родного края, дорогие земляки!

Глава администрации города Орехово-Зуево В.Л. Гавриленко.

 

Введение

Настоящая книга предназначена в первую очередь для учащихся общеобразовательных средних школ, гимназий и лицеев как руководство по курсу краеведения. В то же время авторы стремились придать изложению материала многоуровневый характер, сочетая строго научное изложение фактов с текстами, написанными популярным языком. Это позволит использовать руководство и в качестве источника дополнительных материалов, и как пособие для внеклассной работы учителей и классных руководителей.

По сравнению с городом Орехово-Зуево краеведческих фактов, касающихся Орехово-Зуевского района, в книге несколько меньше. Это объясняется как ограниченным объемом рукописи, так и невозможностью в настоящее время дать подробный обзор географии и природы всех уголков нашего обширного края. Непросто отыскать данные по истории каждого населенного пункта. Тем не менее, авторы в меру сил старались использовать и материалы по истории нашего района.

В целом, книга адресована всем жителям Орехово-Зуева и его района, а также всякому человеку, неравнодушному к истории своей Родины. Текст книги разделен на 4 части, но ее можно читать, начиная с любой интересующей читателя главы, чем объясняется повторение некоторых фактов в отдельных разделах.

Работа над книгой распределилась следующим образом. В.Н.Алексеевым написаны части I и II, а также раздел «Краткие исторические сведения о населенных пунктах современного Орехово-Зуевского района». В.С.Лизунов - автор частей III и IV. Объем рукописи не позволил включить в нее исчерпывающую информацию о крае, а некоторые сведения, безусловно, были упущены авторами. Мы будем благодарны читателям, приславшим нам свои замечания и пожелания.

Существенную помощь в написании части I оказали кандидаты биологических наук, доценты И.В.Иванова и А.В.Алексеев, за что авторы приносят им свою самую искреннюю благодарность. Методические советы при работе над III и IV частями были с благодарностью приняты от учителя истории Орехово-Зуевской средней школы №12 И.С.Устиновой.

Надеемся, что знакомство с историей своего края пробудит у читателей интерес к нашей земле, породит желание узнать новые сведения и приложить свой труд в деле сохранения и возрождения истории нашей Родины.

Авторы

Глава 1. Что изучает наука краеведение

Всякий раз, выйдя из дома, человек обнаруживает вокруг себя множество явлений окружающего мира. Вот, например, стоят различные по внешнему виду дома. Дома образуют собой улицу. Улица имеет определенное название. Неподалеку протекает речка. Вдоль нее растет кустарник, и оттуда слышится пение птиц.

Можно, конечно, идти своей дорогой и не замечать ничего по сторонам. А можно задуматься обо всем, что видишь, и даже задать вопросы самому себе. Например, что означает рисунок на деревянном наличнике дома, и почему знак солнца расположен на нем и вверху и внизу? Отчего возникло название нашей улицы, села или города, и сколько лет нашему селу? Правда ли, что "улица" - это "у лица домов"? Где истоки, а где устье нашей реки, как велика ее длина? Что за травы растут по берегу реки? Пение овсянки или пение варакушки доносится с реки?

Все эти и им подобные вопросы образуют область знаний, которую называют краеведением. Более точно, краеведение - это наука, изучающая историю, природу, культуру, быт, язык людей, экономику какой-либо небольшой территории (области, района, города, села, деревни и даже одной улицы или одного района большого города).

Как наука, краеведение требует от исследователя-ученого тщательного отбора и анализа фактов, поиска неизвестных или забытых документов и, конечно, глубокой личной заинтересованности. Однако, в отличие от большинства других наук, краеведение хотя бы в небольшой мере доступно и человеку, не имеющему специальной подготовки. Ведь каждый знает названия местных рек и озер, соседних городов и деревень, может что-то рассказать об их прошлом.

Долг человека - накапливать в себе подобные знания, быть любопытным ко всему, что его окружает. Каждый из нас, если хочет соответствовать имени гражданина, должен уметь провести хотя бы небольшую экскурсию по своему городу, селу или деревне, должен знать, когда они образовались и почему так названы, чем знамениты их жители. Тогда к человеку приходит сознание, что он не песчинка на дороге, а существо, в котором отражается прошлое его народа и след которого будет заметен для будущих поколений.

Изучая историю Родины, родного края, не обязательно выискивать в ней одни лишь славные страницы. Не менее любопытными, чем боевые сражения или древние замки, являются "мелочи" самой обыкновенной жизни, самых обыкновенных людей: их быт, помыслы, чувства. В этом отношении незнакомая деревушка в родной округе может оказаться несравненно интереснее, чем целый город в далекой и чуждой стране. Вспомним, к каким мыслям привело Евгения Онегина его долгое путешествие по чужим и поначалу казавшимся такими необыкновенными странам:

"Иные мне нужны картины:

Люблю песчаный косогор,

Перед избушкой две рябины,

Калитку, сломанный забор,

На небе серенькие тучи,

Перед гумном соломы кучи,

Да пруд под сенью ив густых,

Раздолье уток молодых".

Краеведение находится в связи и сотрудничестве со многими другими науками. С одной стороны, оно является составной частью таких наук, как история, география, биология, геология, почвоведение, диалектология, лингвистика, топонимика и т.д. и, опираясь на их достижения, в то же время своими сведениями дополняет каждую из этих областей человеческого знания.

С другой стороны, предметом краеведения могут стать и такие исключительно местные явления, которые фундаментальные науки, как правило, не в состоянии охватить. Например, изучение архитектуры небольшого городка, история села или деревни, особенности растительного или животного мира какого-либо района. В небольших количествах такие факты не всегда могут стать основой для крупных обобщений, однако, по мере накопления любой местный материал приобретает все более значительный научный вес. Например, собирая исторические сведения о своем крае, краеведение помогает истории соединить местные факты в единую нить и представить на этой основе картины прошлого всей страны. А многолетние записи дат прилетов и отлетов птиц могут оказать неоценимую помощь специалистам-орнитологам.

Особенность краеведения заключается в том, что занимающийся им почти всегда сталкивается с явлениями или фактами, о которых не написано никаких работ или существовавшие сведения совершенно забыты. Таким образом, исследователь становится еще и своего рода первооткрывателем.

В расчете на таких краеведов, настоящих и будущих, в конце каждой главы приведены списки книг и архивных источников, которыми пользовались авторы при написании книги.

Как всякая наука, краеведение имеет свою историю. В изучении истории нашего края добрый след оставили краеведы В.А.Галкин, Г.В.Поспелов, П.М.Соболев, Е.Т.Сухоруков.

______

 

Увековечивание на бумаге всевозможных событий, случившихся на земле, было одним из любимых занятий древних русских книжников. Их стараниями на Руси появились первые исторические труды - летописи. Само же летописание издревле считалось богоугодным, душеполезным делом.

Наши предки справедливо полагали, что за всякими свершившимися в истории событиями стоят или стояли вполне определенные люди и что изучение прошлого должно производиться в первую очередь ради понимания того или иного народа, его национальных особенностей и потребностей. Только тогда занятие краеведением получит духовные корни и будет приносить свои плоды.

О почитании истории и уважении к памяти людей, живших до нас, очень хорошо сказал замечательный русский писатель Сергей Тимофеевич Аксаков:

"Вы не великие герои, не громкие личности; в тиши и безвестности прошли вы свое земное поприще и давно, очень давно его оставили; но вы были люди, и ваша внешняя и внутренняя жизнь также исполнена была поэзии, также поучительна для нас, как мы и наша жизнь в свою очередь будем любопытны и поучительны для потомков".

Пусть эти мысли будут в памяти у всех, обращающихся к нашей истории.

следующая »

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.