Текущий номер журнала:
Экологическое наследие
ДОСКА ОБЪЯВЛЕНИЙ
Реализуем плиты стендовые монтажные поверочные чугунные с Т-пазами размер 2700х5000х380, E-mail: [email protected] Евгений т.ф.(812)252-09-68
подробнее
ЗАО "Металлургия специальных сплавов" реализует следующие материалы: марганец чешуйка (флэкс) Мн99,8 (МР-0), марганец азотированный МрН6Б...
подробнее
Продаём 10 картоматов по продаже карт экспресс оплаты операторов связи, АПКФ - 8 ( на...
подробнее
Уважаемые господа! Предлагаем оборудование для производства крышки "EASY-OPEN" диаметрами 72,8 мм, 83 мм, 99 мм,(или...
подробнее
Предлагаем оборудование фирмы Сименс со склада в Москве. Электродвигатели серий 1LG, 1LA, 1MA, 1MJ, частотные...
подробнее
Неликвидные электродвигатели. Электродвигатели с хранения на складе в Москве различных типов и исполнений. Новые. Большой...
подробнее
Продажа производственного здания площадью 1976,9 кв.м. Здание оборудовано для производства хлебобулочных изделий. Возможно использовать под...
подробнее
"Агентство экспертизы собственности "Практика" оказывает услуги по оценке всех видов имущества и бизнеса. Определение соимости...
подробнее
носки чулки,носки чулки,ЗАО"Ишимбайская чулочная фабрика" (34794) 30770,42536 http://www.ichf.ishimbay.ru
подробнее
Окажу помощь в поиске необходимого Вам товара в Китае. Постоянно находимся в Гуанчжоу. Имеем большую...
подробнее
Полный список объявлений
Добавить объявление
 

Главная / Журнал / Архив номеров / Экологическое наследие / НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ / Слово предпринимателю / Судьба творить /

Судьба творить

Хрупкие, словно светящиеся изнутри изделия дулевских мастеров сложно назвать продуктом производства. Кажется, что в них воплотилась сама душа России. Такая же неразгаданная, удивляющая западный мир способностью всегда подняться над обыденностью и бедностью. Вот и у таких предприятий, как «Дулевский фарфор», похоже, особая созидательная роль — бережно сохраняя традиции, они, ни много ни мало, помогают возрождению страны. О прошлом, настоящем и будущем предприятия, известного на самых дальних континентах, рассказывает председатель правления ПК «Дулевский фарфор» Наталья ЗАХАРОВА. 

Сказание о земле дулевской

Дулевский фарфоровый завод основан в 1832 г. Терентием Кузнецовым. Выбор места был неслучаен. Здесь имелась дешевая рабочая сила, и были в достатке леса и залежи торфа — топливо для обжиговых печей. Кроме того, завод расположился недалеко от Москвы — торгового центра России, и от Гжели — старейшего района русского керамического ремесла.

Дальнейшее развитие фарфоровое производство получило при Матвее Сидоровиче Кузнецове, который стал фактически монополистом по производству фарфора в России. В 1889 г. было утверждено «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова в Москве».

Среди предприятий Товарищества особенно выделялся Дулевский завод, который специализировался на выпуске не только исключительно фарфора для аристократов, купечества, но и для широких слоев населения. Передовое по тем временам техническое оснащение завода, высококачественное сырье, поставляемое из-за границы, сухое выдержанное топливо, высокая квалификация работников завода обеспечивали высокое качество фарфора и его конкурентоспособность. Учитывая потребности рынка, до революции на заводе существовали две противоречивые линии художественной росписи: стилизация под западно-европейский фарфор и яркий, красочный «агашечный», трактирный фарфор.

Первая мировая война, а затем революция лишили завод иностранной сырьевой базы, а также керамических красителей. Пришлось срочно искать и осваивать отечественное сырье и создавать свои керамические краски и золото для фарфора.

Выпускаемый в 20-е и начале 30-х годов фарфор был низкого качества и непритязательным по росписи. Но уже во второй половине 30-х годов началась реконструкция завода и большая работа художников по созданию нового фарфора, определению художественного лица завода. Не обошлось и без веяния времени — темы индустриализации и плакатной графики на фарфоре. Тогда все это не нашло отклика у покупателей, а сегодня они стали раритетами. 

СПРАВКА
ПК «Дулевский фарфор» — одно из трех российских предприятий, которые сегодня могут претендовать на упоминание марки «Кузнецовский фарфор». И дулевский завод по-прежнему является одним из крупнейших заводов Европы, специализирующихся на выпуске высококачественного фарфора для самых широких слоев населения.

Подлинные изменения в художественном оформлении дулевского фарфора произошли под руководством главного художника Петра Леонова. Новый фарфор удивлял своей яркостью, буйством красок. В этот период появляются и рисунки, получившие название «ситцевые» — мелкие рисунки сплошным ковром покрывали поверхность чашек, бордюром ложились на края тарелок.

Начался возврат к народному искусству старой Гжели, к розанам и «агашкам», что приносило славу русскому фарфору. Дулевский фарфор опять начинает завоевывать награды на всесоюзных и международных выставках. В 30-е годы началось накопление нового художественного опыта, но оно было прервано Великой Отечественной войной.

И сразу стали поступать военные заказы — стране и армии были нужны изоляторы, медицинская посуда для госпиталей. Это потребовало коренного изменения технологического процесса.

Несмотря на трудный период, еще во время войны и сразу после нее были созданы многие уникальные скульптуры, посвященные героям войны, вазы, декоративные тарелки с портретами военачальников.

Уже в конце 1943 г. скульптор А.Г. Сотников начал работу над декоративной вазой «Победа», которую закончил весной 1945 г. Сейчас она находится в музее Советской Армии. 

11 мая 2005 г. в США проходила программа «Партнерство во имя прогресса». ПК «Дулевский фарфор» являлся ее участником и получил приз «Золотой Эталон».

Второе рождение

После войны началось восстановление завода — многие цеха находились в аварийном состоянии. Кроме того, завод лишился многих квалифицированных рабочих и специалистов. Подготовкой их занялось Художественно-ремесленное училище № 58, в котором готовили формовщиков, модельщиков, живописцев. Учили их знающие технологи, художники, скульпторы, высококлассные мастера. На завод «пришел» генераторный газ, вдохнул жизнь в туннельные печи, расширение и реконструкция цехов продолжалась.

В 50-е годы завод выпускал продукцию двух направлений. Одна часть — высокохудожественный фарфор. Именно в эти годы на заводе были созданы уникальные образцы скульптуры, составляющие гордость дулевских фарфористов. И другая, большая часть продукции массового потребления — столовая и чайная посуда, где применялись такие механические способы декорирования, как деколь, трафарет, штамп и т.д.

Триумфом стало участие завода на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 г. Скульптура А.Г. Сотникова «Сокол» получила Гран-при, и впоследствии ее графическое изображение стало торговой маркой завода. 

СПРАВКА
Скульптура А.Г. Сотникова «Сокол», получившая золотую медаль и «Гран-при» в 1958 г. на всемирной выставке в Брюсселе, стала символом дулевских мастеров, а ее графическое изображение — торговой маркой предприятия.

Последующие 60-е и 70-е стали годами механизации производственных процессов, очередного расширения завода — вступил в строй новый производственный поток мощностью 25 млн. штук изделий в год, который от массозаготовительного цеха до склада готовой продукции был «завязан» путями толкающего конвейера протяженностью 15 км. В связи с возросшей потребностью страны в фарфоровой посуде, завод перешел на выпуск изделий массового потребления, утратив в какой-то мере производство уникальных изделий, прежде всего скульптуры.

В эти годы происходило строительство фарфоровых заводов по всей стране, и дулевские фарфористы приняли активное участие в становлении этих предприятий, обучении рабочих и специалистов. В 1976 г. за большие успехи Дулев­ский фарфоровый завод был награжден орденом Ленина. Пять переходящих знамен были переданы заводу на вечное хранение.

Постепенно рынок наполнялся продукцией новых и старых фарфоровых заводов. У людей появилась возможность выбора. Вместе с этим вновь возрождалась потребность в более высокохудожественном фарфоре.

Рынок не всегда прав

Годы перестройки больно ударили по предприятиям легкой промышленности. Снижение общего уровня жизни в 90-е годы сразу сказалось на реализации изделий дулевского завода, ведь фарфор — не предмет первой необходимости. Другой причиной снижения объемов производства стала наша пресловутая система налогообложения, которая совершенно лишает законопослушное предприятие возможности развиваться. Производство фарфора — трудоемкое. 45% в себестоимости составляет заработная плата, а соответственно, удельный вес налогов на зарплату больше, чем у материалоемких предприятий. И, тем не менее, мы ухитряемся не только развиваться, но и содержать социальную сферу: баню, дом культуры, профилакторий. Можно, конечно, все это сбросить, но мы живем в небольшом подмосковном городке, и наш ДК — это центр культуры со зрительным и спортивным залами, дискотекой, библиотекой, балетной студией и многочисленными творческими коллективами. За годы перестройки предприятие не утратило своих позиций ни в качестве, ни в ассортименте выпускаемой продукции: «Дулевский фарфор» является неоднократным дипломантом конкурса «100 лучших товаров России».

В настоящее время рынок наводнен низкосортной, но дешевой продукцией. В условиях постоянного роста цен на сырье и энергоносители конкурировать по ценам трудно. Но покупатель уже начинает оценивать продукцию не только по цене, но и по качеству. Марка «Сокол» пробивает себе дорогу и гарантирует соответствие ГОСТу, безопасность и высокие потребительские свойства дулевского фарфора.

Смотреть надо вперед

С крушением Союза рухнула и товаропроводящая сеть. И перед нами встала нелегкая задача найти новые связи, новых крупных оптовиков, выйти на прямые связи с магазинами, снова заявить о себе, как о достойном производителе, вновь завоевать рынок. В настоящее время Дулевский фарфоровый завод поставляет свою продукцию в 75 регионов России, шесть стран СНГ, а также США, Канаду, Польшу, Германию и т.д. Но основная масса продукции реализуется все-таки на внутреннем рынке.

И, как и раньше, коллектив завода постоянно работает над обновлением ассортимента, причем с учетом потребностей рынка, которые в очередной раз изменились. Во-первых, фарфор стал более функционально ориентирован. Сегодня хозяйка хочет иметь тот набор посуды, какой ей хочется, а не традиционно, скажем, столовый сервиз. Можно сказать, что кухонная посуда стала проще — это кружки вместо сервиза чайного, зачастую недекорированные. А с другой стороны, по мере роста благосостояния людей становится востребованной не только рядовая, но и более дорогая продукция. Поэтому дулевский фарфор снова начал одеваться в яркие краски и золото. Последнее время все больше покупателей интересуются скульптурой, как вновь созданной, так и старой, которую постепенно восстанавливают наши художники и модельщики.

Еще одно современное направление нашей деятельности — это посуда для кафе, ресторанов, санаториев и т.д. Дулевский фарфор обладает высокой термостойкостью и механической прочностью, что делает его востребованным для предприятий общепита. Постоянно растет спрос на заказную продукцию с фирменными логотипами или определенного дизайна.

Пока наши заводы переживали очередной кризис, за последние 15 лет западные фарфоровые заводы по своей технической оснащенности ушли вперед по пути автоматизации производственных процессов, появилось литье под давлением, изостатическое прессование и т.д. Печи для обжига стали компактнее, периодического действия — с четким контролем всех параметров обжига. Обновление материально-технической базы требует больших средств, которых у наших заводов нет. Демпинговые цены на рынке и бесконтрольный, беспошлинный завоз в Россию в первую очередь китай­ского фарфора заставляют работать и нас на минимальной рентабельности. А это делает нас непривлекательными для инвестиций.

Поэтому дулевcкие фарфористы снова в борьбе за сохранение завода. За годы перестройки мы сумели сохранить кадры. Ведь у нас работают династии, хотя сейчас нам по уровню заработной платы все-таки конкурировать трудно. Но мы ждем, что политика нашего правительства повернется в сторону производителя, чтобы мы имели возможность жить и развиваться, а не доживать.

Сейчас у государства есть возможность изменить систему налогообложения, инвестировать средства в перевооружение производства. Смотреть надо вперед. Когда доходы от нефти начнут снижаться, промышленность должна подхватить эстафету, но к этому времени она должна быть перевооружена и конкурентоспособна.



Доверительное управление как способ защиты активов
Одной из самых актуальных тем в современной России является защита от корпоративных захватов. Любое из предприятий, владеющих ценными активами, в частности недвижимостью, может столкнуться с попытками агрессивного поглощения.
подробнее
Утилизация ТБО может быть высокорентабельной
Представляем информацию, подготовленную Владимиром АНИКЕЕВЫМ, доктором геолого-минералогических наук, профессором, заместителем председателя Комиссии по экологии РСПП, председателем Российской экологической независимой экспертизы, по актуальной проблеме утилизации твердых бытовых отходов (ТБО) на примере...
подробнее
Мирный атом служит людям
Курская атомная электростанция является одним из самых мощных узлов Единой энергетической системы России. Основной потребитель ее продукции — энергосистема «Центр», которая охватывает 19 областей Центральной России. О сегодняшнем дне Курской...
подробнее
 
НАШИ ПАРТНЕРЫ
 
103070, г. Москва, Старая площадь, д. 10/4, к. 406,
тел: (095) 748-41-46, e-mail:
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100

Быстрые платежки, мгновенный вывод на карту МИР, бонусы на день рождения, кэшбэк, турниры и многое другое! Все это ты найдешь на официальном сайте казино Вавада! Переходи по ссылке и получи бонус на первый депозит!